Маркетинговый анализ рынка
24.12.2020

Маркетинговый анализ рынка

Если вы задумываетесь о выводе нового товара или услуги на рынок, то возможно задаете себе вопрос: «Как провести анализ рынка?». В статье находится шаблон, таблица источников данных по различным отраслям и примеры которые могут помочь.

Этапы

  1. Определить цели анализа рынка
  2. Определить ЦА
  3. Определить объем рынка
  4. Определить динамику рынка
  5. Определить изменения рынка за последние пять лет
  6. Определить сформированный спрос (TAM, SAM)

Цели анализа рынка

Любая маркетинговая активность начинается с постановки целей. Это обязательный этап. Формирование цели позволит фильтровать найденную информацию и не утонуть в деталях. Целями могут быть например

  • Выбор ниши
  • Целесообразность запуска продукта или услуги
  • Выявление технических и функциональных характеристик продукта
  • Определение потенциального объема рынка
  • Сегментация рынка
  • Изучение потребителя
  • Исследование методов реализации товаров или услуг
  • Анализ эффективности и методов продвижения продукта
  • Стратегия ценообразования
  • Анализ конкурентной среды
  • Прогнозирование сбыта

Целевая аудитория

Ключом к оценке объема рынка является не методология или источник данных, а скорее определение целевой группы ваших пользователей, которым вы собираетесь предлагать товар или услугу. Сейчас я имею ввиду элементарное представление о социально демографических признаках аудитории: возраст, пол, место проживания, семейное положение, род занятий, уровень дохода. Когда есть представление о людях которых мы должны найти, их найти намного легче.

Объем рынка

Чтобы провести количественный анализ рынка нужно понимать четыре градации:

  • PAM (Potential Available Market) — Потенциальный объем рынка,
  • TAM (Total Addressable Market) — Общий объем целевого рынка,
  • SAM (Serviceable Available Market) — Доступный объем рынка,
  • SOM (Serviceable & Obtainable Market) — Реально достижимый объем рынка.
Схема маркетингового анализа рынка

PAM (Potential Available Market)

Потенциальный объем рынка — Это все люди / организации, которые могут стать вашими клиентами сейчас и в обозримом будущем. Учитывается тренд роста на ближайшие 5 лет.

PAM может расчитываться как с гео привязкой, так и без. Если продукт или услуга планируется реализовываться на территории России, то рынок считается для РФ. Если на несколько стран, то аудитории суммируются.

TAM (Total Addressable Market)

Общий объем целевого рынка — Это клиенты, имеющие потребность, но не обязательно готовые платить за ваше или аналогичное решение.

SAM (Serviceable Available Market)

Доступный объем рынка — Это та часть общего целевого рынка, которая уже пользуется вашим продуктом и продуктами конкурентов.

SOM (Serviceable & Obtainable Market)

Реально достижимый объем рынка — Это та доля от доступного
рынка, которую вы можете захватить в соответствии со своими производственными, логистическими, торговыми и маркетинговыми возможностями. Действиями и влиянием ваших конкурентов, ожидаемыми рыночными тенденциями и сезонностью.

Зависит от монетизации и каналов продаж

Динамика рынка

Динамика рынка — это ход развития спроса и предложения на рынке. Другими словами если за последние 5 лет объем рынка растет, динамика положительная, если уменьшается — отрицательная.

Изменения рынка

После того, как выявлена динамика, нужно попробовать понять, какие конкретно изменения произошли на рынке. Как изменился спрос и сколько новых игроков предлагают свои услуги.

Исследование спроса

Поисковые системы

Первым источником исследования спроса на продукт / услугу лучше выбрать поисковики. Это быстрый и универсальный способ понять как и что ищут покупатели.

Важно понимать какой рынок вы анализируете TAM или SAM. Разница заключается в интенте запроса. Т. е. пользователь может искать информацию о продукте, а может искать сам продукт. Запросы делятся на информационные и коммерческие. Если человек ищет информацию это значит, что у него существует потребность, но платить он может быть не готов.

Яндекс.Вордстат

Сервис показывает частоту запросов в поисковой системе Яндекс. Удобно анализировать спрос как по России, так и по отдельным регионам. Возможно узнать, как изменялся спрос в течение последних месяцев и сезонность запросов.

Google Trends

Можно посмотреть динамику популярности запроса по выбранному периоду и региону. Сравнить несколько запросов. А так же выбрать срезы популярности в сервисах картинок, новостей, товаров и Youtube.

Социальные сети

Где брать информацию

  • Сами компании, отчеты, выступления
  • СМИ, обозреватели и журналисты
  • Информационные агентства
  • Эксперты и исследователи рынка
  • Маркетинговые агентства
  • Ассоциации, СРО, Некоммерческие профессиональные организации
  • Государственные органы, органы статистики
  • Международные организации
  • Исследовательские институты и группы
  • Консалтинговые компании
  • Инвестиционные банки, венчурные фонды
  • Другие игроки рынка профессиональных услуг

Таблица источников данных

Статистика
Росстат http://www.gks.ru/
Ed Tech
Исследование рынка онлайн образования EdMarket 2022 Ссылка
Исследование рынка онлайн образования EdMarket 2020 Ссылка
Исследование рынка онлайн образования Барометр 2020 Ссылка
Исследование рынка онлайн образования Барометр 2019 Ссылка
Исследование рынка онлайн образования EdMarket 2017 Ссылка
Отчет ВШЭ. Образование в цифрах 2020 Ссылка
ТОП 10 самых крупных Российских компаний Ссылка
Рейтинг крупнейших EdTech-платформ за 3 квартал 2020 года Ссылка
E commerce
Data Insight http://www.datainsight.ru/
Автомобильный рынок
Автостат https://www.autostat.ru/
Анализ спроса и динамики рынка
WordStat — Статистика поисковых запросовhttps://wordstat.yandex.ru/
Google Trends — Тренды поисковых запросовhttps://trends.google.ru/trends/?geo=RU
Исследования агенств
Инфолайн https://infoline.spb.ru/
PwC https://www.pwc.ru/ru.html
E&Y https://www.ey.com/ru/ru/home
Deloitte https://www2.deloitte.com/ru/ru.html
McKinsey https://www.mckinsey.com/ru
GFK https://www.gfk.com/ru/
Проверка контрагентов
Spark Interfax http://www.spark-interfax.ru/
Картотека.ру http://www.kartoteka.ru
Мониторинг инфополя
Медиалогия https://www.mlg.ru
Мониторинг сайов
Similarweb https://www.similarweb.com/

Примеры

Анализ рынка перед запуском онлайн школы подготовки к ЕГЭ по русскому и математике

Если вам нужен интернет маркетолог или вы хотели бы просто пообщаться, можете написать мне на почту. С радостью вам отвечу. Связаться ✌️